Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности

     Составляющим воспитания культуры безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста является формирование умений и навыков безопасности жизнедеятельности в быту, природной и социальной среде на основе сочетания различных видов игровой деятельности и др.

   ОСНОВАНИЕ: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования»

  Что же педагоги и родители (законные представители), сообща, должны сделать в этом направлении?

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 ЛЕТ). Безопасность жизнедеятельности

Формировать представления:

о (об) правилах поведения в чрезвычайных ситуациях в быту: при пожаре (выбежать из комнаты и позвать взрослых на помощь, позвонить по телефонам 101, 104, 112, нельзя прятаться), при поломке водопровода (подставить емкость под кран, позвать на помощь взрослых, предупредить соседей);

опасных для жизни и здоровья местах на улице (шоссе; люк; строительная площадка), в квартире (розетки, телевизор, электрообогреватель, открытое окно, балкон, камин с огнем, газовая плита, электроплита).

Развивать умения:

соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами (электроприборы в розетку включает и выключает только взрослый, запрещается играть с розеткой, дотрагиваться до электроприборов мокрыми руками);

самостоятельно применять правила безопасного обращения с животными (не подходить близко к чужим животным, к собакам, сидящим на привязи; не трогать животных в то время, когда они спят или едят; после того как погладил животное, обязательно вымыть руки);

соблюдать правила безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира в стандартных опасных ситуациях на улице (идя по тротуару, придерживаться правой стороны, обходить люки и другие препятствия, а также встречных пешеходов; переходить проезжую часть дороги по пешеходному или по надземному и подземному переходу), в автомобиле (во время движения не высовывать голову, не выставлять руку из окна, не открывать двери), в лифте (пользоваться лифтом можно только в сопровождении знакомого взрослого, входить в лифт после знакомого взрослого).

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 ЛЕТ). Безопасность жизнедеятельности

Формировать представления:

о правилах безопасного обращения с животными (опасно дразнить собак, трогать бездомных животных, потому что они могут укусить);

правилах дорожного движения (сигналы светофора, движение по обочинам и тротуарам, переход проезжей части, при ожидании транспорта);

правилах безопасного поведения в опасных ситуациях в быту: на кухне (самостоятельно пользоваться газовой плитой опасно, потому что можно отравиться газом или может возникнуть пожар;

включать кран с горячей водой только в присутствии взрослого; острые, колющие и режущие предметы – молоток, нож, ножницы, терку, иголку, булавку, спицы – использовать строго по назначению, не баловаться и не играть с ними, потому что можно пораниться, хранить их в специальном месте);

в подъезде (по лестнице ходить, держась за перила и руку взрослого; заходить в лифт только с родителями, не прыгать, не нажимать на двери);

во дворе (если увидел осу, пчелу, не делать резких движений;

не прикасаться губами или языком к металлическим предметам в мороз, потому что можно пораниться; кататься на качелях сидя, крепко держась за поручни);

в автомобиле (сидеть в специальном детском кресле пристегнутым, вести себя в салоне спокойно).

Формировать (развивать) умения:

применять правила безопасного поведения в местах, опасных для жизни и здоровья:

в доме (опасно трогать розетки, засовывать в розетку пальцы, предметы – можно получить ожог, электрическими приборами могут пользоваться только взрослые; опасно подходить близко к камину и печке с огнем, знать правила тушения выпавшего уголька, искры, малого огня, одежды; опасно выглядывать из открытого окна и балкона, потому что можно упасть; нельзя брать спички);

на улице (переходить дорогу надо по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора; не подходить к открытому люку, потому что в него можно провалиться; ходить по тротуару с правой стороны, держась за руку взрослого);

в природе (нельзя долго находиться на открытом солнце, потому что можно перегреться, получить солнечный удар; купаться в водоеме только в присутствии взрослых, во время купания пользоваться надувным кругом, нарукавниками, жилеткой; ходить в лес только со взрослыми, собирать и пробовать только знакомые ягоды и грибы, потому что среди незнакомых могут быть ядовитые и ими можно отравиться; кататься на коньках, санках, лыжах только в специально отведенных для этого местах);

безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях: потерялся (обратиться за помощью к милиционеру, женщине с ребенком или продавцу в магазине);

встреча с незнакомцем (не подходить и не разговаривать с незнакомым человеком, потому что он может быть опасным; если незнакомец пытается открыть дверь, позвонить в милицию по телефону 102, 112 и назвать свой адрес; если подозрительный человек близко подходит, быстро уходить, убегать от него и звать на помощь «Помогите!»);

безопасного катания на велосипеде, самокате (кататься внутри двора, в парке; не выезжать на проезжую часть улицы или двора; объезжать маленьких детей и пожилых людей; в случае ушиба или травмы при падении – обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи);

на санках, лыжах (съезжать с горки, сидя на санках; съезжать со склона на лыжах поочередно, через определенный интервал времени; опасно кататься с горки или со склона, с которых можно выехать на дорогу, потому что можно попасть под проезжающий автомобиль).

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года).

Безопасность жизнедеятельности

Формировать представления:

о (об) огнеопасных предметах и острых предметах, которые могут нанести вред здоровью (спички, свечи, нож, ножницы, вилка, заточенный карандаш); цветах светофора (зеленый – для перехода улицы, желтый – ожидание другого сигнала светофора, красный – переходить улицу нельзя);

пешеходном переходе «зебра», дорожном знаке «Пешеходный переход».

Формировать (развивать) умения:

соблюдать правила безопасного поведения дома, в группе (нельзя приближаться к открытому окну, двери балкона, принимать таблетки можно только по назначению врача, когда их дают родители, потому что можно отравиться; осторожно передвигаться при спуске с лестницы; позвать на помощь, если упал, поранился);

оберегать глаза (трогать чистыми руками, не бросаться песком);

пить только чистую воду (кипяченую, бутилированную);

соблюдать правила безопасного поведения на дороге (останавливаться перед движущимся транспортом, соблюдать правила перехода дороги, движения по тротуару), на участке (правильно пользоваться игровым оборудованием, играть на участке;

если незнакомец зовет уйти с участка к маме, позвать воспитателя;

к бездомным животным подходить опасно, потому что они могут напугать);

соблюдать правила пожарной безопасности (нельзя брать спички – это может привести к пожару; нельзя трогать горящие свечи, подходить близко к горящему огню, потому что можно получить ожог).

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 года).

Безопасность жизнедеятельности

Формировать навыки поведения, способствующие сохранению жизни и здоровья (Не подходи к незнакомым людям; Ничего не засовывай в розетки; Не бери нож и ножницы, ими можно пораниться; Не подходи на улице к незнакомым кошкам, собакам – могут укусить, поцарапать; стоять на безопасном расстоянии от качелей; при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги; при спуске с лестницы держаться за перила, не перешагивать через ступеньки и др.); умение обращаться за помощью к окружающим в случае опасности (громко закричать, показать рукой в сторону опасности).

ОСНОВАНИЕ: учебная программа дошкольного образования 2019 года.

Разделы сайта