Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

II младшая группа (3-4 года)

ХАРАКТЕРИСТИКА

ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Физическое развитие.

Возрастают физические возможности воспитанников. К четырем годам рост ребенка достигает 96— 107 см, масса тела 14,4—18,9 кг. Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга. Дети в этом возрасте уже имеют значительный двигательный опыт: владеют всеми основными движениями, умеют использовать их в самостоятельной деятельности в зависимости от обстановки, условий; проявляют в движениях элементарные физические качества (ловкость, быстроту, выносливость). Движения становятся более разнообразными и координированными. Дети ощущают потребность в движении, полное удовлетворение которой способствует физическому и психическому развитию. При выполнении движений преобладают игровые мотивы (с удовольствием подпрыгивает — как зайчик, легко бегает на носках — как мышка, и т. д.). Индивидуальные различия в объеме, продолжительности содержания двигательной деятельности значительны. Социально-нравственное и личностное развитие. Начинается активное познание социального мира. Объектами пристального внимания воспитанников становится человек, его деятельность, поведение, отношения. Развитие социального восприятия про- исходит по двум направлениям — восприятие мира взрослых и восприятие сверстников. Желание стать взрослым, говорить, как они, становится движущей силой развития ребенка. Он  стремится вычленить, осознать, затем воссоздать в игре отношения, доступные его восприятию. У ребенка этого возраста активно развивается представление о себе как о члене семьи, происходит осознание родственных связей и опосредованных ими эмоционально-моральных отношений. Он радуется успехам, удачам близких, проявляет чуткость к их переживаниям, способен проявить внимание к ним. Общение со взрослым в начале четвертого года жизни еще имеет деловую мотивацию, но к концу прослеживается выраженный игровой мотив. Взаимодействие строится на предметно-игровой основе. Содержание отношений определяется взаимными бытовыми и игровыми интересами при ведущей роли взрослого в начале четвертого года жизни с постепенной активизацией игровой позиции ребенка к концу года. Отмечается особенная чувствительность воспитанников к тону, настроению и отношению к себе со стороны окружающих. На четвертом году жизни ребенок открывает для себя сверстника как партнера, стремится к общению и сотрудничеству с ним. Развитие личности каждого ребенка имеет свои особенности. Одни дети самоуверенны, активны — и в этом находит отражение их позитивное «Я»; другие стеснительны, нерешительны. Педагог помогает воспитаннику увидеть его собственные достоинства, быть признанным среди сверстников, на- учиться дружить. Коммуникативная деятельность отличается активностью и стремлением действовать не только «рядом», но «вместе» со сверстником. При этом воспитанники используют почти в равной степени как неречевые (экспрессивно-жестовые, мимические), так и речевые средства. У воспитанников развивается не только «Я-актуальное», но и динамическое «Я»: они способны представить себя в прошлом или в будущем. На основании представлений о своем «Я» путем оценок педагогов, сверстников, близких, в процессе активной деятельности, общения формируется самооценка дошкольника. Сначала — общая, позже все отчетливее проявляется способность к осознанной, дифференцированной оценке своих достижений в конкретных видах деятельности (хорошо рисую, хорошо пою и танцую). С развитием самооценки ребенка тесно связано чувство стыда и гордости. Однако теперь ребенок гордится не только и не столько наличием самого умения, достижения, сколько его качеством (хорошо рисую машинку, быстро бегаю и т. д.). Появляется ролевая игра. В игре ребенок строит игровые цепочки, передавая последовательность близких его бытовому опыту действий, берет на себя роли, но не обозначает их, подчиняя им свое поведение. Усложняется сюжет и содержание игр. Сами игры приобретают более устойчивый характер, увеличивается количество их участников. Постепенно ребенок овладевает способом замещения: наряду с реальными предметами использует предметы-заместители. Совместные игры начинают преобладать над индивидуальными и играми рядом. Однако до- статочной согласованности между участниками такой игры еще нет и продолжительность ее невелика. В процессе игрового взаимодействия воспитанники постепенно овладевают коммуникативными умениями, способами словесной регуляции действий. Среди значимых видов деятельности, которыми овладевают воспитанники четвертого года жизни, выделяются изобразительная, музыкальная, художественно-речевая. Высокая эмоциональность, чувствительность, реактивность, преимущественно образное мышление детей этого возраста способствуют их успешному развитию. Начинают формироваться предпосылки трудовой деятельности. Возрастают возможности детей в овладении навыками самообслуживания, они включаются в бытовую деятельность взрослых, труд в природе, осваивают способы действий с предметами-орудиями (начинают пользоваться лопаткой, молоточком и т. д.), приобретают элементарные трудовые умения и навыки. Несмотря на растущую самостоятельность детей, роль взрослого в их жизни очень велика. Основные побуждения к общению со взрослыми у детей начинают переходить из сферы чисто практической (совместного выполнения действий) в сферу познавательную: взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем мире. Познавательное развитие. Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. В разных видах деятельности создаются условия  для активного сенсорного развития воспитанников. От опредмечивания и предэталона (овал — как огурец) они переходят к овладению сенсорными эталонами и их количество возрастает. Совершенствуются и обследовательские перцептивные действия, способствующие формированию наглядного образа при восприятии предметов. Накопление богатого сенсорного опыта воспитанников является важным условием развития образных форм психической деятельности — образной памяти, наглядно- образного мышления, воображения. Совершенствуется предметное восприятие, оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, цвета, расположения) у ребенка формируются представления о внутренних свойствах предметов. Он узнает предметы по определенному признаку, объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак. Формируются ориентировочно-исследовательские действия, которыми ребенок пользуется при выполнении практических задач, активно используются приемы поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотнесения. Он продолжает знакомиться с функциональными, внутренними свойствами объектов в предметной деятельности (познавательные установки «Что с ним делать?», «Что он делает?»), что позволяет ему устанавливать сначала самые простые, а потом более сложные связи и зависимости (причинные, родовидовые, часть—целое и др.). Совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. Наряду с наглядно-действенным развивается наглядно-образное мышление, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них. У детей начинает проявляться воображение. 

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА

Физическое развитие

Основные антропометрические и физиологические показатели соответствуют возрастным нормам. Ребенок имеет потребность и высокий интерес к двигательной деятельности, умеет использовать приобретенные под руководством педагогов двигательные навыки в самостоятельной игре.  Владеет всеми основными движениями (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание); умеет использовать их в самостоятельной деятельности в зависимости от обстановки, условий; пытается продемонстрировать движения перед сверстниками, взрослыми. Проявляет интерес к подвижным играм со сверстниками. Умеет согласовывать движения в коллективной деятельности (строиться в колонну, круг, шеренгу, ориентироваться в пространстве). Соблюдает правила безопасности при выполнении физических упражнений. Усваивает сложные движения (езда на трехколесном велосипеде, катание на санках, передвижение на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых, элементы плавания).

Социально-нравственное и личностное развитие

Относится к себе позитивно, переживает чувство самоценности, уверенности в себе. Осознает свою половую принадлежность, идентифицирует себя с представителями своего пола, знает отличия представителей противоположного пола. Присваивает стереотипы поведения, соответсвующие своей половой принадлежности, ведет себя адекватно ей. Переходит от притязания на признание («Я хороший») к осознаваемой самооценке (сначала к общей, затем к дифференцированной). Способен адекватно оценить себя в продуктивных видах деятельности, в которых наглядно представлен результат. Характерна тенденция к переоценке себя в поведении, игровой деятельности, в системе межличностных отношений. Владеет разными формами выражения симпатии, уважения, любви к членам семьи, замечает их настроение и стремится улучшить его. Чувствует и осознает доброжелательное и недоброжелательное отношение со стороны окружающих. Самостоятельно моет руки и лицо; пользуется расческой, носовым платком; туалетом, вовремя сообщая о своих физиологических потребностях; под наблюдением взрослого чистит зубы.  Имеет представление о своем внешнем виде. Правильно пользуется столовой и чайной ложками, вилкой. Ест аккуратно. Владеет разными формами выражения симпатии, уважения, любви к членам семьи, замечает их настроение и стремится улучшить его. Проявляет интерес к совместной деятельности с детьми, распознает эмоциональные состояния сверстников и понимает их. Знаком с речевым этикетом: использует вежливые обороты речи в общении друг с другом и взрослыми. Имеет элементарное представление об общих признаках и возможностях человека, об особенностях своего внешнего вида, умеет быть опрятным. Проявляет стремление к самостоятельности, в поведении руководствуется мотивами самоутверждения, признания сверстниками. Соблюдает правила безопасного поведения в группе, на улице, на дороге, дома (осторожно спускается по лестнице, не приближается к открытому окну, двери балкона, не играет с огнем, не выходит за пределы участка детского сада, не доверяет незнакомым людям, не подходит к бездомным животным). Не выполняет действий, способных нанести вред здоровью: не принимает лекарственные препараты без разрешения взрослых; не нарушает требований безопасности в процессе использования физкультурного и игрового оборудования, инвентаря; не купается в бассейне, водоеме без присмотра взрослых. Имеет элементарные представления о пожарной безопасности. Различает и называет существенные детали предметов, сравнивает и группирует их по цвету, форме, материалу, на- значению. Самостоятельно устанавливает связи между назначением предмета и его строением, материалом, из которого он сделан. Замечает закономерности и зависимости предметов и явлений. Принимает роль персонажа, который задан в сюжете игры и последовательно исполняет вытекающие из нее игровые действия. Стремится передать характер отношений к другим участникам игры. Подражает действиям взрослых. Использует предметы в игре, подчиняя их функциональное употребление ее замыслу. Замещает реальный предмет другим предметом или игрушкой в соответствии с сюжетом игры. Взаимодействует с другими детьми и взрослыми в игре, обращаясь к ним с ролевой речью. Под руководством педагога участвует в наведении порядка в группе, на участке; в уходе за растениями и животными в уголке природы. Владеет элементарными умениями самоконтроля выполняемых действий.

Познавательное развитие

 Проявляет интерес ко всему окружающему, стремится сам разобраться в новых явлениях, свойствах, функциях, задает много вопросов: определительные, причинные (почему? зачем? для чего?). Осваивает новые способы познания, умственные действия, раскрывающие взаимосвязь явлений и событий. Активно экспериментирует в практической деятельности (с водой, песком, снегом и др.).

Развитие сенсорных процессов

Расширяется круг сенсорных эталонов:

♦ различает цвета спектра и их оттенки, называет цвета предметов и объектов природы, техники и др., усваивает сигнальное значение цвета (красный помидор — спелый, желтые листья — наступила осень, зеленый цвет светофора — путь открыт и т. д.);

♦ знает расположение цветовых тонов в спектре; ♦ осваивает приемы получения новых цветов путем смешивания красок;

♦ свободно ориентируется в разнообразии геометрических фигур, различает, называет, использует в конструировании, аппликации, рисовании. Овладевает сложными видами восприятия: при рассматривании картинки переходит от перечисления к описанию, выделяет образы, способен понять взаимосвязь объектов, понимает эмоциональное состояние персонажей (радость, печаль, страх, волнение и др.). В сказке различает волшебное и реальное, плохих и хороших героев.

Развитие внимания

Способен обратить внимание на новые предметы и их свойства. Замечает изменения в окружающем. Способен к длительному сосредоточению на объекте, наблюдению за явлениями природы, поведением животных, работой транспорта, трудом людей. Объем внимания расширяется до 4—5 объектов. Может быть сосредоточен на интересной деятельности 10—12 мин. Развитие памяти Легко запоминает яркий наглядный материал, с которым действует (5—7 объектов). Запоминает словесный эмоционально-насыщенный материал (сказки, рассказы, потешки, считалки — при многократном повторении); переходит от непроизвольной памяти к произвольной. Принимает задачу запомнить, сохраняет в памяти поручения, способ действия, события, стихи, сказки, поговорки. Начинает применять приемы самоконтроля при запоминании и воспроизведении. Использует простые приемы осмысливания материала (соот- носит, элементарно обобщает по сходным признакам, соотносит с ранее усвоенным). 164

Развитие мышления

Осваивает общие способы познавательной деятельности:

♦ умеет анализировать, сравнивать, обобщать, находить и понимать связи и отношения;

♦ легко оперирует образами при решении мыслительных задач в дидактических играх;

♦ в проблемных ситуациях умеет выйти за пределы воспринимаемого, оперировать представлениями, наглядными образами знакомых предметов.

Решает умственные задачи без участия практических действий. Планирует деятельность. Представляет будущий результат своих действий.

Развитие воображения

Способен создавать наглядный образ на основе описания. Начинает вычленять фантастическое и вымышленное, отличает его от реального. Фантазирует на заданную тему, по собственному замыслу. Использует приемы создания образов в воображении (комбинирование, смешение признаков, преувеличение, преуменьшение, неожиданные превращения и др.).

Элементарные математические представления

Оперирует понятиями «много», «один», «два», «три» (без пересчета), «столько—сколько», «поровну», «одинаково» на основе действий с предметами. Имеет представления о величинных характеристиках предметов («длинный», «короткий», «низкий», «высокий», «ши- рокий», «узкий», «толстый», «тонкий», «большой», «маленький»), может сравнивать предметы по величине, группировать предметы по параметрам величины. Может построить сериационный ряд из 3—5 предметов. Может определить свойства геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр) осязательно-двигательным путем, классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (форма, величина, цвет).  Ориентируется на листе бумаге, на себе, в знакомом пространстве. Имеет элементарные представления о частях суток, временах года.

Ребенок и природа

Проявляет доброжелательный интерес к физическим особенностям человека (части тела, лица; особенности строения глаза, уха и т. д.). Различает и называет свойства воды, снега, льда, песка, глины, камней и т. д. (льется, лепится, гладкий и др.). Различает и называет конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений. Различает и называет домашних и диких животных и их детенышей. Обращает внимание на яркие сезонные проявления в мире растений и животных. Активно участвует в уходе за растениями и животными.

Речевое развитие

Употребляет разные части речи. Правильно называет предметы, выделяет характерные при- знаки и качества, а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия чело- века. Обозначает словами результат сравнения предметов, игрушек, картинок. Соотносит целое и его части. Понимает и употребляет обобщающие понятия. Знает многозначные слова: ножка (стула, стола, гриба). Называет слова с противоположным значением. Образовывает названия детенышей животных. Согласовывает существительные и прилагательные в роде и числе. Употребляет имена существительные единственного и множественного числа в родительном падеже. Понимает и употребляет пространственные предлоги (в, на, под, за, около).  Правильно произносит гласные звуки и большую часть со- гласных звуков. Имитирует различные шумы, голоса животных. Передает самостоятельно содержание литературного произведения связно, логично, последовательно. Отвечает на вопросы по содержанию картины. Составляет короткий рассказ сначала совместно со взрослым, затем самостоятельно.

Эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

Способен воспринимать и анализировать (с опорой на вопросы педагога) произведения изобразительного искусства, эмоционально откликаться на их красоту. Понимает зависимость выразительности образа от использования художественных средств, способов изображения. Проявляет желание выразить в рисунке свое отношение к предметам; пользуется кистью, краской, правильно держит карандаш и рисует им; рисует предметы, сюжеты, декоративные элементы, по замыслу; создает рисунки с использованием эле- ментов живописных и графических техник, нетрадиционными способами; использует средства художественной выразительности в рисунке (цвет, простую композицию (середина листа или весь лист), основные формы). Лепит предметы, сюжетные композиции на предложенную тему, по замыслу; использует разные способы и приемы лепки (отрывание, раскатывание, сплющивание и т. д.), средства художественной выразительности; соединяет отдельные части фигуры; освоил правила использования материалов для лепки. Умеет составлять узоры на различных геометрических формах, предметные и элементарные сюжетные изображения; владеет навыками создания аппликации из разных материалов (бумаги, ткани) простыми способами — обрезать, разрезать, вырезать по контуру; старается использовать в аппликации сочетание цвета деталей и фона. Конструирует: из строительного материала, простых деталей конструкторов; простейшие постройки, сюжеты (начальный опыт), по образцу; различает постройки по величине, форме; усвоил последовательность выполнения построек.

Музыкальная деятельность

Воспринимает и различает основные свойства музыкального звука (высоту, силу, тембр и длительность звучания), слушает вокальную и инструментальную музыку. Проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку. Различает эмоциональное содержание музыки (веселое, радостное, грустное, жалобное, плачущее, нежное, доброе, ласковое, спокойное, сердитое). Исполняет попевки и песни с музыкальным сопровождением и без него, начиная и заканчивая фразы одновременно с музыкой. Воспринимает характер музыки и двигается в соответствии с ее характером. Выполняет основные движения (бег, ходьбу, прыжки), элементарные движения в плясках и образных танцах (топотушки на месте, покачивание корпуса с пружинкой, приседание и полуприседание и др.), движения с предметами и игрушками (мяч, лента, воздушные шарики и т. д.) в соответствии с характером музыки, водит хоровод, ориентируется в пространстве. Играет в сюжетные и подвижные музыкальные игры под инструментальную музыку и пение. Отображает характер музыкально-игровых образов с помощью образно-пластических действий. Определяет, называет и различает детские музыкальные игрушки и инструменты по внешнему виду и тембру звучания (погремушка, бубен, треугольник, металлофон, ксилофон). Про- являет интерес к действиям с детскими музыкальными инструментами и игрушками. 

Основание: "Учебная программа дошкольного образования", Минск, Национальный институт образования, 2012 год

Разделы сайта