Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

I младшая группа (2-3 года)

ХАРАКТЕРИСТИКА

ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Физическое развитие.

Продолжается интенсивный темп физического развития. К трем годам масса тела ребенка составляет от 13,1 до 16,9 кг, рост — 91—99 см. Ребенок становится более самостоятельным, движения его более координированными. Характерной особенностью этого возраста является потребность в разнообразных движениях, интерес и желание воспитанников их выполнять. Физические нагрузки необходимы им для полноценного развития всех систем и функций, чувственного познания окружающего мира. Однако параметры развития воспитанников, качественная характеристика и темп овладения ими разными видами движений (ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, метанием) индивидуальны. Важным для здоровья ребенка является гармоническое соотношение показателей физического развития: роста, веса, окружности груди, двигательной активности. На третьем году жизни ребенок гордится своими достоинствами: послушанием, аккуратностью, новыми игрушками, умением самостоятельно одеваться, «читать» стихи, выговаривать «трудные» звуки, танцевать. Разные чувства вызывают у него не только люди, но и игрушки, живая природа.

Сенсорика развивается при:

♦ активизации мелкой моторики и стимулировании тактильных ощущений; зрительного и слухового восприятия;

♦ стимулировании обследования и различения предметов, контрастных по форме, цвету, величине;

♦ формировании представлений о свойствах предметов в процессе активной предметной деятельности без ограничения материала по форме, цвету, величине и др.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА

Физическое развитие

Уверенно ходит, много бегает, любит выполнять такие движения, как бросание, лазанье, прыжки (подпрыгивание на месте и с продвижением вперед, в длину с места); владеет разными способами движений (ходьба на носках, приставным шагом и т. д.), проявляет высокий интерес к новым движениям, настойчиво старается овладеть ими, самостоятельно повторяя по 15—20 раз подряд. Умеет пользоваться знакомыми движениями в новой обстановке. Любит подвижные игры, умеет выполнять простые правила, вслушиваться в игровые сигналы и реагировать на них (остановиться, изменить направление движения, темп, амплитуду). Называет движения, отдельные выполняет по названию, владеет некоторой пространственной терминологией (верх, низ, вперед, назад, прямо, боком и пр.). Пытается перенести приобретенные под руководством взрослых двигательные умения в самостоятельную деятельность.

Социально-нравственное и личностное развитие.

Узнает себя в зеркале и на фотографии, осознает свое «Я» и свою половую принадлежность («Я девочка», «Я мальчик»); идентифицирует себя с представителями своего пола, осознает себя субъектом деятельности. Осознает себя членом семьи и свою социальную роль в системе родственных отношений (доченька, сынок, внук и т. п.). Проявляет стремление к самостоятельности, независимости, демонстрирует их («Я сам», «хочу», «не хочу», «могу», «не могу»). Следует элементарным правилам поведения, которые способствуют сохранению жизни, проявляет осторожность. Самостоятельно моет руки и лицо, одевается и раздевается с небольшой помощью взрослого (застегивание верхней пуговицы на шубе, молнии на спинке платья, завязывание шнурков и т. д.); самостоятельно принимает пищу, замечает непорядок в одежде, исправляет его самостоятельно или с помощью взрослого. Испытывает потребность в одобрении своих действий со стороны взрослых. Проявляет интерес к активному взаимодействию с детьми, владеет элементарными способами общения. Понимает и принимает игровую задачу, поставленную взрослым. Отображает впечатления, полученные в повседневной жизни в игровой деятельности, стремится быть, как взрослый (копирует поведение, жесты, действия).

Воспроизводит в игре:

♦ действия взрослых с предметами в соответствии с их функциональным назначением;

♦ цепочку игровых действий;

♦ игровые действия с воображаемыми предметами.

Играет рядом с другими детьми. Бережно относится к игрушкам. Проявляет самостоятельность в разных видах деятельности. Вступает в совместную деятельность со взрослым и сверстниками. Умеет обратиться с просьбой поменяться игрушкой с другим ребенком. Пользуется общепринятыми способами оказания и принятия помощи. Различает других детей и взрослых по внешним признакам, знает имена, понимает роли значимых взрослых. Активно проявляет потребность в новых впечатлениях, интерес к окружающему; испытывает радость от общения с близкими (взрослыми и другими детьми), от общения с животными, проявляет любопытство к изменениям в живой и неживой природе. Действует с предметами в соответствии с их социальным назначением. Выполняет несложные трудовые поручения: убирает на место игрушки после игр, с помощью взрослого ухаживает за растениями и животными; под руководством педагога участвует в наведении порядка в группе, на участке. Владеет элементарными умениями самоконтроля выполняемых действий.

Познавательное развитие

Проявляет интерес к окружающим объектам:

♦ обращает внимание на новые объекты, следит за перемещением, реагирует на изменения в пространстве;

♦ переходит от простой манипуляции к предметным действиям, трогает, активно изучает, разбирает, совершает разнообразные действия, соответствующие свойствам предмета (мяч катает, кубики накладывает друг на друга, машинку перемещает на колесах, ставит в «гараж»), называет предметы и действия с ними. Задает вопросы: устанавливающие (что это? кто это?); уточняющие (а это мотоцикл?); определительные (как? какой?); причинные (зачем? почему?). Выполняет действия: подражательные; инициативные. Познавательная практическая деятельность становится ведущей, доставляет ребенку радость, сопровождается восторгом, удовольствием.

Развитие сенсорных процессов

На уровне зрительного узнавания:

♦ различает основные цвета, сортирует предметы разных цветовых тонов; 4—5 основных форм (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), некоторые из них обозначает предэталонами (как крыша, кирпичик…);

♦ размещает геометрические фигуры в ячейках соответствующей формы, выстраивает ряды «больше—меньше»;

♦ активно ощупывает предметы, радуется открытию новых свойств;

♦ рассматривает предметные картинки, узнает и называет знакомые предметы;

♦ знает правую руку, правую ногу;

♦ выполняет несложные перцептивные действия: зрительное сопоставление предметов (обводит взглядом контур предмета); соотнесение форм и величин предметов с формой и величиной эталонных отверстий (на ощупь, обводит контур предмета пальчиком);

♦ группирует предметы по сходным признакам, собирает пирамидку, матрешку, башенку и т. п.;

♦ складывает картинки, разрезанные на 2, 3, 4 части. Накапливает сенсорный опыт: начинает ориентироваться в разнообразии свойств и красок живой и неживой природы.

Распознает звуки, адекватно реагирует на интонацию голоса близких, различает бытовые шумы, характер музыкальных произведений, различает и имитирует голоса животных и т. п.). Различает запахи (приятные и неприятные); вкус пищи (имеет вкусовые предпочтения).

Развитие памяти и внимания

Внимание малыша легко привлекают яркие, новые, движущиеся объекты, сюрпризные моменты (внимание непроизвольное, объем внимания — 2—3 предмета). Способен сосредоточиться на интересной деятельности 5— 7 мин. Запоминает лица, имена детей, близких взрослых, запоминает и повторяет фразы из нескольких слов, повторяет 2—3 числа; может воспроизвести на память числовой ряд до десяти (память непроизвольная). После многократного повторения запоминает четверостишия, потешки, фразы, может воспроизводить по памяти от- рывки текстов (сказок, стихов). Запоминает дорогу домой, дорогу в детский сад, ориентируется в пространстве двора, знает расположение качелей, горок и другого оборудования. Запоминает яркие, повторяющиеся, эмоционально окрашенные события — основа образной памяти.

Развитие мышления

Самостоятельно устанавливает связи между словом и предметом, словом и действием, действием и результатом. Использует наглядно-действенное практическое мышление в процессе бытовой деятельности и самообслуживания (складывает одежду, застегивает пуговицу, продевает шнурок в отверстие, застегивает липучки на одежде и обуви, пользуется ложкой, расческой, носовым платком и др.). Решает практические задачи в действиях с предметами (до- стать что-либо с помощью вспомогательных средств, открыть— закрыть, собрать, «починить»). Раскладывает предметы на группы: по функциональным при- знакам, сходным внешним признакам, по случайному критерию.

Развитие воображения

Переносит действие с одного предмета на другой; начинает применять предметы-заместители; в каракулях узнает образы; появляются представления воображения на основе описания и наглядного подкрепления (в процессе слушания сказок, при просмотре мультфильмов, при рассматривании иллюстраций…). Подражает звукам и движениям животных.

Элементарные математические представления

Различает единично представленные предметы и группы предметов, может обозначить их словами («один»—«много»), самостоятельно составить множество предметов. Может установить взаимно однозначное соответствие между предметами путем наложения, приложения, сравнить предметы по величине, обозначить словами результат сравнения («больше—меньше», «выше—ниже»). Различает группы из одного, двух, трех предметов (без пере- счета), понимает смысл числительных «один», «два», «три». Имеет элементарные представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, шар, куб), может группировать их по одному признаку (цвет, форма, величина). Умеет ориентироваться на листе бумаги, в знакомом помещении, имеет представления о пространственном расположении частей своего тела. Имеет элементарные представления о частях суток, временах года.

Ребенок и природа

Замечает, отличает и называет основные состояния погоды. Обращает внимание на возможности своего организма. Различает и называет жизненные формы растений (дерево, кустарник, трава), животных и их детенышей. Показывает и называет части тела животного.

Речевое развитие

Играет со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий. Узнает персонажей по звукоподражанию (ко-ко, му-му, ку- ка-ре-ку). Производит выдох через рот плавно и протяжно. Произносит правильно гласные (а, о, у, и, ы) и простые со- гласные звуки (м, б, п, н, т, д, к, г, ф, в). Использует названия предметов и игрушек. Называет предметы и их части, действия и качества (машина, у машины колеса и руль, машина едет, она красная). Сопровождает свои действия речью. Использует все части речи, кроме причастия и деепричастия. Изменяет слова по родам, числам и падежам, составляя предложения. Вступает активно в речевые контакты со сверстниками. Рассказывает сказки, воспроизводит рассказы-образцы. Проговаривает отдельные фразы вслед за взрослым, договаривает отдельные слова. Передает цель (повествование, побуждение, вопрос) высказывания с помощью интонации. Беседует активно. Использует разнообразные средства общения.

Эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

Реагирует эмоционально на красивую игрушку, цветную иллюстрацию; понимает, что изображено на иллюстрации, ее связь с текстом. Проявляет интерес к изобразительной деятельности, создает изображения: рисует линии (прямые, замкнутые), штрихи, заполняет листы бумаги мазками, пятнами. Владеет первоначальными представлениями об изобразительных материалах, использует их по назначению; выбирает самостоятельно цвета красок, фон листа бумаги, экспериментирует с красками, карандашами, комком глины, готовыми аппликативными формами. Осваивает технические навыки в рисовании (промывает кисть, аккуратно берет краску, с интересом рисует пальчиками). Владеет приемами лепки (раскатывает комок глины в ладонях, видоизменяет комок с помощью пальцев, соединяет части); приемами выкладывания готовых форм, наклеивания их на бумагу (с помощью взрослого). Создает простые конструкции путем комбинирования знакомых по форме деталей, проявляет интерес и участвует в сюжетном конструировании. Проявляет активное желание к сотворчеству со взрослыми, дополняет готовые изображения своими деталями.

Музыкальная деятельность

Слушает вокальную и инструментальную музыку. Проявляет эмоциональный отклик на музыку. Различает веселую и грустную музыку, громкую и тихую динамику, быстрый и медленный темп ее звучания. Узнает знакомые музыкальные произведения. Проявляет интерес к детским музыкальным инструментам и различает их контрастное звучание: дудочка — колокольчик, треугольник — барабан, металлофон — бубен и т. д. Произносит и подпевает легко произносимые, повторяющиеся слова, фразы несложных попевок, песенок в соответствии с характером музыки. Сопровождает свое пение игровыми действиями. Повторяет за взрослым и выполняет основные движения в упражнениях, плясовые движения (хлопки (в ладоши, по коленям), притопы (одной, двумя ногами), движения с атрибутами (индивидуально, в парах)), сюжетнообразные действия в играх по показу педагога и самостоятельно в соответствии с характером музыки, текстом песни. Двигается в соответствии с характером музыки. Проявляет сопереживание музыкально-игровому образу и передает его характерные особенности в движениях.

Основание: "Учебная программа дошкольного образования", Минск, Национальный институт образования, 2012 год

Разделы сайта